Уход от столкновения с выездом на встречную полосу

Выезд на встречную полосу

«правила ПДД гласят, что водятел должен убедиться в безопасности маневра»

Где разрешается, а где нет

Пешеходным переходом является определенный участок дороги, который выделяется для движения пешеходов через проезжую часть и устанавливается специальной разметкой («зебра») и (или) дорожными знаками.

При определении понятия пешеходного перехода так же важно знать границы данной зоны проезжей части:

  • если на переходе нанесена соответствующая дорожная разметка, то границами перехода являются границы данной разметки;
  • если на переходе отсутствует разметка, но установлены соответствующие дорожные знаки (знаки должны быть установлены на противоположных концах проезжей части), то зоной перехода считается расстояние, которое располагается между этими знаками (5.19.1 и 5.19.2 соответственно).

Что такое пешеходный переход и каковы границы данного участка дороги понятно. Теперь разберемся с понятием обгон.

Согласно ПДД обгоном является опережение автомобильного транспорта с выездом на полосу, которая предназначается для движения автомототранспорта во встречном направлении и обратным возвращением в ранее занимаемую полосу для продолжения движения в заданном направлении.

Если объезд автомобильного транспорта производится без выезда на встречную полосу, то такой маневр носит название опережение.

Опережение и обгон регулируются главой 11 Правил движения. Оба маневра совершаются при достаточной видимости и при наличии свободного места на соседней или встречной полосе движения.

Перед маневрированием в каждой ситуации необходимо убедиться в полной безопасности его совершения.

Нельзя приступать к выполнению обгона, если:

  • автомобильный транспорт, движущийся впереди, показывает сигнал левого поворота для выполнения какого-либо маневрирования или приступил к аналогичному маневру (то есть обгону);
  • автомобильный транспорт, который движется сзади, совершает маневр «обгон»;
  • при выполнении маневра (перестроении на другую полосу и возвращении в ранее занимаемую позицию) будут созданы помехи иным автомототранспортным средствам.

Опережение нельзя выполнять, только если в ходе выполнения маневра будут созданы помехи другому транспорту.

Кроме определенных условий выполнения обгона и опережения в Правилами установлены отдельные участки проезжей части, на которых запрещается рассматриваемое маневрирование.

Обгон нельзя выполнять на следующих участках проезжей части:

  • регулируемом перекрестке (перекресток считается регулируемым, если приоритетность движения определяется работающим светофором или жестами регулировщика);
  • нерегулируемом перекрестке, если автомобиль движется по второстепенной дороге (перекресток считается нерегулируемым, если приоритетность движения на данном участке определяется водителями самостоятельно в соответствии с установленными дорожными знаками).

На знаках главная дорога может быть обозначена одним из следующих способов:

  • железнодорожном переезде;
  • на расстоянии в 100 м до начала железнодорожного переезда;
  • эстакаде, мосту, путепроводе и под ними;
  • в тоннелях;
  • на участках с недостаточной видимостью (видимость считается недостаточной, если она составляет менее 300 м);
  • на опасных поворотах (зона опасных поворотов на проезжей части выделяется специальными дорожными знаками);
  • на опасных участках дороги;
  •  в конце выполнения подъема на искусственное или естественное сооружение;
  •  на пешеходном переходе.

До ноября 2014 года обгон на пешеходном переходе запрещался исключительно при отсутствии пешеходов на данном участке проезжей части.

Однако в связи с принятием Постановления Правительства №1197, которым были внесены в ПДД некоторые поправки, данная оговорка из документа исключена.

Это означает, что с ноября 2014 года обгон на переходе запрещается не только при наличии на нем пешеходов, но и в их отсутствии.

На регулируемом и нерегулируемом

Пешеходный переход может быть:

  • регулируемым;
  • нерегулируемым.

Переход называется регулируемым, если на нем установлен и исправно работает светофор или работает регулировщик. При отсутствии каких-либо средств регулирования движения переход является нерегулируемым.

При проезде регулируемого перехода приоритет в движении предоставляется автомототранспорту или пешеходам в зависимости от сигналов светофора (регулировщика).

На нерегулируемом переходе приоритет в движении имеют пешеходы, а водители автотранспортных средств обязаны их пропускать.

Вне зависимости от разновидности перехода обгон любых автомототранспортных средств на данном участке дороги запрещен правилами дорожного движения, так как велика вероятность столкновения транспортного средства с пешеходами.

В городе и вне населенного пункта

Запрет на обгон машины впереди при движении по пешеходному переходу распространяется не только на особые зоны, расположенные в черте населенного пункта, но и за их пределами.

С выездом на встречную полосу

Понятие «обгон» подразумевает в обязательном порядке выезд на полосу встречного движения. Данный маневр на пешеходных переходах запрещен. Однако иное правило действует на опережение.

Совершение такого маневра (без выезда на полосу встречного направления) на переходе запрещается только в двух случаях:

  • автомобиль, который движется в соседней полосе, снизил скорость при приближении к переходу;
  • соседний автомобиль остановился перед переходом.

Данное правило позволяет сократить число ДТП на пешеходных переходах, так как при опережении какого-либо транспортного средства зона видимости особой территории недостаточна с одной из сторон, то есть водитель авто, совершающего опережение, не может корректно оценить дорожную ситуацию и увидеть пешехода, который начинает переходить дорогу с противоположной стороны проезжей части.